С начала марта в московском Музее моды представлен проект о традиционном ремесле Узбекистана. Выставка «Когда цветёт гранат. Хранители традиций Узбекистана» наглядно повествует о том, кто и как сохраняет в наши дни древние ремесленные традиции узбекской земли.
Кто же эти люди? Их пятеро и в Москве свои работы они демонстрируют впервые. У каждого ремесленника — своё направление работы. Дадим слово организаторам выставки, подробно рассказывающим о каждом из участников.
Алишер Назиров занимается традиционной узбекской керамикой с 12 лет и представляет город Риштан — центр керамики Узбекистана. Этот прославленный мастер имеет свою школу, выставляется в Японии, Австрии, Германии и Чехии, его работы хранятся в музеях по всему миру. Назиров работает в уникальной, практически утраченной технике, воссоздаёт и широко использует ишкоровую глазурь, занимается восстановлением памятников архитектуры в Узбекистане.
Айзада Нурумбетова — вышивальщица и воссоздатель коллекции Каракалпакского традиционного костюма — представляет город Нукус и создаёт яркую, невероятную, оригинальную одежду для торжественных мероприятий.
Лена Ладик — основатель галереи Happy Bird и автор выездных выставок — работает с лучшими дизайнерами Самарканда, используя в своём творчестве традиционные узбекские винтажные ткани. Коллекции Лены Ладик регулярно участвуют в показах выставок «Гранд Текстиль», «Восточная коллекция» и т.п.
Расул Мирзаахмедов — мастер в девятом поколении, представитель династии ткачей из Маргелана, родины шёлка и иката в Узбекистане — привез в Москву ткатский станок, чтобы показать, как создаются ткани, проходит процесс окрашивания и переплетения нитей.
Феруза Алиева — художник и декоратор, специализирующийся на рисунке по шёлку, — выступила главным оформителем выставки.
Оформление Музея моды действительно удалось: каким-то волшебным образом четыре скромных зала вместили в себя и одежду, и керамику, и аксессуары, и чеканку, и игрушки, и целый ткацкий станок.
Узбекский проект в Музее моды — не забавная экзотика. Это созданная руками история семьи, рода, в конечном итоге — целой страны, с которой у нас не только общее советское прошлое, но и тесные связи в наши дни. И одна из наименее известных широкой общественности это связь культурная.
Выставка «Когда цветёт гранат…» целый месяц — до 4 апреля — будет восполнять этот досадный пробел. А восполняется он в том числе и экскурсиями, которые хотелось бы назвать необходимой частью визита в Музей моды, потому что в народном искусстве не бывает случайностей, у каждого элемента вышивки, к примеру, есть свое смысловое значение. Такие тонкости без помощи экскурсовода знают искусствоведы, но не обычный посетитель.
Отметим, что узбекский проект в Музее моды видится продолжением давней московской просветительской традиции, когда столичной публике рассказывают об искусстве стран и регионов, где бывал далеко не каждый. Вспоминаются выставки об искусстве Узбекистана, Дагестана, Бурятии во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, проект об искусстве русского Севера в Коломенском.
В большом доме живется дружно, когда соседи хорошо знакомы. Приятно видеть, как знакомство народов происходит прямо на глазах. Здесь и сегодня.
О ткацком искусстве и его тонкостях гостям выставки рассказывает мастер Давлят Умаралиев
Об особенностях киргизскокго костюма, символизме его деталей рассказывает Айзада Нурумбетова
Ссылки по теме:
Музей моды в оф.сайт
Репортажи по теме:
Остальные репортажи о моде тут