Темпы строительства московского метро стали так высоки, что уже не удивляют. Да и облик станций стал делом привычным. Но метро могло быть другим. Грандиозный выставочный проект в Музее архитектуры (МуАр) имени Щусева вполне можно считать открытием столичного метро — открытием в смысле узнавания замыслов, творческих идей, которым суждено было воплотиться полностью, отчасти либо так и остаться на бумаге.
В эпоху утилитарного отношения к метро — транспортному средству, от которого ждут и надежности, и комфорта, и скорости, выставка «Московское метро – подземный памятник архитектуры» это напоминание о составляющей, без которой известная всему миру подземка никогда не была бы собой. Архитектурная изысканность, величественная элегантность — такой она была задумана, такой и получилась. Вопрос лишь в многообразии этой изысканности.
Рисунки, чертежи из архива Метрогипротранса (проектировщиков и строителей метро), МуАра, метрополитена Москвы рассказывают историю мечты и её не всегда возможного воплощения. При этом рассказ адресован не только пассажирам: как поясняет музей в своем пресс-релизе, одна из задач проекта — включение ансамбля главных станций в список объектов Всемирного наследия UNESCO.
Экспонаты выставки поражают скрупулезным вниманием к деталям: проекты станций представляют, что ожидаемо, залы, переходы, пути, но и пассажиров тоже. Взрослые, дети — они одеты в духе времени, когда готовился проект. Попадается и вовсе неожиданное: внимательный посетитель обнаружит на проекте станции «Сокольники» субъекта, раскуривающего трубку.
Скептикам, для которых выставка о метро это и есть метро, только за билет в 250 рублей, оставим их право на такое видение музейной деятельности. Для придерживающихся иных взглядов рассмотреть павильоны и эскалаторы, реальные и оставшиеся мечтой, можно, не торопясь, до 17 июля.
И все-таки: что это за история с трубкой?!
Ссылки по теме:
Музей архитектуры им.Щусева оф.сайт
Репортажи по теме:
Что ещё интересного было в МуАре смотрите тут
Остальные репортажи о московском метро тут